Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Опубликовать в социальных сетях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему ребенок рыдает на музыку

 Зарегистрироваться  чтобы быть в курсе наших новостей,
мелодию и первые 6 вебинаров из поурочников получите тоже бесплатным бонусом.

Ростов-на-Дону в декабре 2017 г.

-------------------

Аудиозапись размышлений Тамары Никифоровны Речевые и языковые явления. (Аудиозапись искусственно переведена в видео для размещения на сайте.)

Ниже приведена расшифровка аудиозаписи

«Речевые и языковые явления»


… Общение при помощи речи прерогатива человеческого общества, и все что мы говорим нужно рассматривать с двух позиций, с позиции языка и с позиции речи. Общение подразумевает обмен мыслями, т.о. должно  быть наличие мысли и механизма, преобразующего мысль в исходящую вовне осознанную совокупность звуков и действий. При помощи этого механизма преобразования мысль выходит вовне. Там где мысль, там язык, там где производство, непосредственно артикулирование, там речь. Речь и язык это одно единое целое. Их можно условно разделить, но в природе один без другого существовать не могут. Существуют определенные коды в языке. Непосредственно артикулирование осязаемо, его можно услышать ухом, можно уловить движение органов артикуляции, в логопедии данные речевые процессы на слуху, мы исправляем звуки, работаем над темпом, ритмом и т.д. но логопедия это не только речь, а еще и язык. Упомянутые языковые мыслительные коды тоже входят в раздел логопедии и их надо знать. Всего существуют 4 кода: лексический, фонетический, грамматический и синтаксический. Грамотная организация логопедической работы возможна только при знании структуры данных кодов, и тогда логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления.
Многие известные люди в плане артикуляции находятся не на первых позициях, а в плане мыслительных и языковых явлений они есть величайшие люди. Например, поэт Николай Гумилев, насколько глубоки его мысли, в то время как его устная речь воспринимается с трудом.
Устранение проблем в артикуляционных явлениях позволяет что-то произносить, но часто это бессодержательная речь.
Задача логопедии исправить не только артикуляцию, темп, ритм, произношение, но и содержательную сторону. А это возможно только тогда, когда мы знаем структуру языковых кодов. Структура кодов просматривается в онтогенезе. Если рассмотреть психоречевое развитие ребенка в онтогенезе (онтогенез- развитие одного человека от рождения и далее), то мы получаем схему этих кодов. (Подробнее об этом рассказано в части 1 Тест вебинара №3).
      Существует мнение, что особенных методик нет, что все тут известно и т.д.  Но это с точки зрения речевых явлений, но не языковых явлений. Сформировать языковое явление это большой труд, потому что при этом есть определенная этапность и если мы хотим получить результат, приближенный к норме мы должны пройти все этапы, просто время прохождения этапов будет короткое. В норме ребенок больше полугода просто лепечет, а потом только начинает говорить отдельные слова, а лепет продолжается, и только со временем, когда появление новых слов наберет определенную сумму, лепет уходит. И поэтому мы с ребенком тоже должны пройти период лепета, период появления слова, фразы. Только мы не можем проходить эти этапы по полгода, по два, три года. У нас все должно быть очень коротко, но этапы должны быть соблюдены. Поэтому эти разделы очень емкие, содержательные,  они требуют очень большой подготовки. Они требуют понимание логопедом для чего он это сейчас делает, чтобы что-то потом получить и видеть перспективу в работе с ребенком. Это намного сложнее, чем, например, достаточно стандартная постановка звуков.
В настоящее время в логопедии образовался крен в плане использования общих методик, применительно к безречевым детям, а мы должны использовать специальные методики. Выработка специальных методик это сложное дело, общепедагогические приемы дают результат, конечно, какой-то, но он не сравним с тем результатом, который мы можем получить, применяя специальные методики.
       В логопедии есть такие вещи, которые вообще не разработаны, или недостаточно разработаны в плане методик.  Только в последние 8-10 лет появились методики отработки лексического кода. А грамматический код, синтаксический код вообще практически не разработан. Как правило, применяется единственный метод, картинку показывают, что это такое, но ведь это не единственный путь получения активного словаря. Есть интересные методики, но разрозненные несистематизированные, несобранные как единое общепризнанное явление.
Наша система работы не претендует на какое-то всеобщее признание. Это определенная ступенька, которую можно принимать или не принимать. Одно можно сказать, наша методика, разработана как раз исходя из этих кодов и онтогенеза.
    Использование этих двух параметров дает возможность говорить о наших методах, что они возможно не совершенны, но они дают результат. Система всегда дает результат.
       Коды сами по себе отдельно существуют только условно. В жизни они как единое целое, и мы их искусственно разделяем для того чтобы изучить и сформировать. Задача их объединить в единое целое, чтобы они были, как единый мыслительный аппарат. Речевые явления имеют локализацию, т.е. местоположение в голове. А языковые явления, языковые коды местоположения не имеют. Для того, чтобы получить какой-то определенный код, как продукт, должен работать весь мозг в целом. Потому что это мышление. Мышление и язык это единое целое. Мы свою мысль реализуем в языковых явлениях (кодах). Мысль возникает как некая точка светящаяся, как клубочек, как целое у нас в голове, а когда мы пропускаем ее через речевой аппарат, она выстраивается в линеечку. И получается линейное обозначение. В языке это точка, клубочек, в речи это линия.
       Для того чтобы наша мысль перешла в вербальное состояние, происходит декодировка. То чем мы занимаемся сейчас, мы,  говорили об этом в лекции, исходит из онтогенеза и из существования двух взаимосвязанных, но параллельных явлений, языковых и речевых. Для того чтобы эта программа была реализована, она должна иметь свои параметры. Для будущих языковых явлений одним из самых главных параметров при порождении языковых явлений является ритм и темп. А потом на ритм и темп накладывается содержательная сторона. Поэтому мы начинаем формировать ритмы и темпы. И эмоциональную основу. От ритмов и темпа зависит реализация языковых явлений в речи. Ритм, темп, интонация. Особенно для русского языка важен ритм, темп и интонация. От ударения меняется содержание слова, например, зАмок, замОк. Если не будет ритма и темпа, не просто не будет плавности речи, не будет естественного разворачивания мысли. Программа разворачивания базируется как раз на предречевых, предязыковых явлениях. Говоря о темпе, ритме имеем ввиду не общеизвестное чередование сильных и слабых долей. Любые явления, наблюдаемые в жизни: деятельность внутренних органов, смена дня и ночи, времен года, появление неких лунных явлений это везде ритм, везде темп.
     Мы говорим о колебаниях высшего порядка. Особенно важны ритм и темп при алалии и тех патологиях с которыми мы работаем при нарушении переключения речи (нарушении организованной ритмизованной деятельности). Например, сам по себе звук «в» есть, а сказать «ва-та» дети не могут …

При ответе на наши письма сохраняйте историю  переписки. Если возник вопрос, то опишите проблему максимально подробно (какой продукт, по какой ссылке, какой именно сайт или страница с указанием ссылки на страницу, в чем именно проблема и при каких обстоятельствах.)

Это значительно ускорит получение ответа.